Обращение

Наша задача заключается в том, чтобы каждый обратившийся к нам человек, ощутил хоть чуточку нашего тепла и заботы.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Анкета качества
Национальные проекты в Челябинской области
Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Баннерная сеть

[Версия для печати]

   В современном мире использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой составляющей. Они проникли во все сферы общественной жизни, а в условиях пандемии их экспансия увеличилась. Они перестали быть инструментом, которым владеют лишь «продвинутые» пользователи, потеряли ограничительный возрастной и образовательный ценз. Теперь техникой на основе цифровых технологий так или иначе пользуется каждый.

Но, наряду с целым списком очевидных плюсов тотальной информатизации общества, проявились и ощутимые риски. Сетевая обезличенность в условиях цифровизации многих процессов способствует соблазну неправомерного ее использования. Посредством сети Интернет, телефонной связи совершаются преступления, доля которых существенно выросла в последнее время. Подавляющее их большинство – мошенничество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В Челябинской области эта тенденция также имеет место. Одним из эффективных способов профилактики этого вида преступлений является информирование населения о видах мошенничества и способах противодействия ему.

Анализ структуры потерпевших от мошенничества показывает, что этому виду преступлений подвержены все возрастные категории населения. Разумеется, у каждой категории имеются особенности восприятия, связанные с возрастными отличиями, способностями восприятия информации, понимания технологии цифровых процессов, порядка работы банковских учреждений и органов правопорядка. В случае недостаточных знаний граждане становятся жертвами мошенников. Часто гражданам, особенно пожилого возраста, сложно запомнить известные схемы обмана, распознать мошенника. В таком случае разъяснительная работа должна проводиться активнее. Необходимо применение всех возможных способов доведения информации до населения, причем с необходимой специализацией подачи материала под потребности различных возрастных групп граждан для достижения большей эффективности.

Практика показывает, что наиболее сложной категорией в плане защищенности от противоправных проявлений являются люди пожилого возраста. Они забывчивые, доверчивые и нередко беспомощные, что играет на руку мошенникам. Они используют меньшее количество источников информации, чаще – привычные им: телевизор, радио, газеты. Это средства, утрачивающие свои позиции по присутствию в информационном поле, где всё большую долю захватывает Интернет с его информационными сайтами и социальными сетями. Возможности насыщения теле и радиоэфира, печатных СМИ профилактической информацией – ограничены: они работают строго на коммерческой основе, кроме того часто повестка отдельных телеканалов формируется на федеральном уровне.

К интернет-источникам граждане пожилого возраста обращаются значительно реже. Профилактическая информация, видеоролики, анимация, инфографика в меньшей степени доступны для данной категории людей. Таким образом, для данной группы населения, помимо собственно возрастных рисков, добавляется риск недостаточной информированности, а значит повышается вероятность быть обманутыми мошенниками. Чтобы нивелировать эту опасность, сотрудниками ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области предпринята попытка создания дополнительного канала информирования: посредством ближайших родственников из диаметрально противоположной возрастной категории: через детей и внуков, которые становятся «проводниками» для доставки необходимой информации лицам старшего возраста. В условиях семьи представители этих двух категорий общаются чаще всего.

В ходе разработки материала для работы с категорий детей младшего школьного возраста были учтены особенности их развития. Так, на восприятие информации младшим школьником значительно влияет способ подачи данного материала. Чем больше он привлекает ребенка и заинтересовывает, чем больше его алгоритм подходит под прототип любой игры, тем больше вероятность задержать внимание ребенка и добиться понимания изложенной информации. В силу возраста внимание учащихся младших классов концентрируется на «ярком» изложении материала (как в переносном, так и в буквальном смысле: детей привлекают и сами игровые предметы, их внешние, наиболее яркие признаки и свойства). Самостоятельность, которую проявляет ученик в игровой деятельности, выбирая варианты и принимая решения, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений[1].

Учитывая это, для воспитания устойчивости подрастающего поколения, его правовой грамотности, а также для защиты лиц старшей возрастной категории ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области разработана интерактивная игра «Поймай мошенника», ориентированная на детей младшего школьного возраста, которая призвана в доступной форме рассказать обучающимся начальных классов о том, как уберечь себя и своих близких от мошеннических действий.

В основе сюжета игровой программы лежит упрощенная концепция модели раскрытия преступления полицейскими: ориентировка на преступника – разыскные действия – идентификация – задержание злоумышленника.

Значимость и дополнительный интерес игре придает то, что в ней в качестве ведущего участвует настоящий сотрудник полиции, который по сюжету обращается к детям с просьбой помочь раскрыть преступление. В игру интегрированы упрощенные для детского понимания манипуляции из повседневной деятельности стражей правопорядка: чтение ориентировок (на различных мультперсонажей), сравнение снимков с подозреваемыми, снятие отпечатков пальцев (с применением талька, кисточек и скотча), выезд на место происшествия (сопровождается разминкой и игровыми конкурсами), сбор улик, определение подозреваемых по приметам (поиск различий, идентификация). Смоделирована ситуация, когда школьники как настоящие полицейские раскрывают «преступление» и задерживают «мошенника».

В завершение игры школьникам сотрудники полиции вручают наклейки-шевроны «Юный полицейский» и комикс «История одного мошенника», также разработанный сотрудником Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Челябинской области М.А. Лупеевым. Комикс служит раздаточным материалом, который школьник может взять домой для повторного изучения, усвоения материала и донесения профилактической информации до своих пожилых родственников.

Выбор был сделан в пользу комикса, поскольку именно комикс-культура в России вновь стала набирать свою популярность. Минимизация количества текста в пользу визуализации упрощает восприятие истории о мошеннике несовершеннолетними.

Комикс «История одного мошенника» включает в себя одну историю, в которой антигерой манипулирует своей жертвой, чтобы получить данные банковской карты, необходимые для кражи денежных средств с ее счета. В перспективе планируется расширение сюжетной линии, в которую будут включены истории и о других видах мошенничества. Но самое главное, что каждая история, заканчивающаяся задержанием злоумышленника, снабжена понятной пошаговой инструкцией: как распознать мошенника и не стать его жертвой. Таким образом, важным бонусом такой игровой профилактики является то, что дети, разглядывая комикс, и сами обучаются азам безопасности и могут донести предупредительную информацию до своих пожилых родственников.

Игра была впервые опробована осенью 2020 года в школах Златоуста, Миасса и Чебаркуля и получила положительные отзывы педагогического состава образовательных учреждений. Пресс-релизы об этой инициативе были опубликованы на официальных сайтах ГУ МВД России по Челябинской области и МВД России.

В 2021 году в рамках обмена опытом игра воспринята для использования УМВД России по Тюменской области. В свою очередь коллеги из Тюмени предложили свой вариант игры в развитие проекта: на основе 64 карточек с описанием различных ситуаций и вариантами ответов. Эта игра ориентирована для школьников более старшего возраста, учащихся средних специальных образовательных учреждений и студентов. Задача вытянувшего определённую карточку игрока – понять, является ли описанный случай мошенничеством, ответив «Верю» или «Не верю», и объяснить другим участникам свой выбор. Участники могут либо согласиться с ответом, либо задать отвечающему уточняющие вопросы, а также в ходе обсуждения высказать своё мнение о ситуации.

Затем можно посмотреть правильный ответ во вкладыше. В нескольких карточках нет ярко выраженного ответа – они могут соответствовать как положительному, так и отрицательному результату. Здесь для отвечающего важно раскрыть своё мнение и рассказать присутствующим, при каких обстоятельствах утверждение будет правдивым, а при каких содержать признаки мошенничества.

При желании разнообразить или усложнить игру можно предложить отвечающему при карточке с утвердительным ответом домыслить ситуацию и пересказать её с элементами мошенничества. В случае примера из карточки с ответом «Мошенничество» можно предложить игроку рассказать аналогичную жизненную историю, которую он видел или слышал от окружающих или из новостей.

Суть игры – научиться распознавать признаки обмана, обсудить возможные способы мошенничества, распространённые в обществе, и не попасться на уловки злоумышленников в реальной жизни. Победителем становится человек, ответивший правильно на максимальное количество карточек, – такой гражданин является наиболее подготовленным для борьбы с мошенниками.

Сценарии и материалы для проведения игр направлены во все территориальные органы Челябинской области для использования в профилактической и правовой просветительской работе (указание ГУ МВД России по Челябинской области от 3 июня 2021 года № 1/3704). В течение летних каникул игровые проекты реализовывались в местах оздоровительного отдыха и пришкольных лагерях. Сотрудниками полиции и приданными силами организовано и проведено 92 игры в дошкольных и летних оздоровительных лагерях среди 2560 несовершеннолетних с раздачей профилактических листовок и комиксов.

В целях информирования населения о проводимых мероприятиях в средствах массовой информации размещен 201 материал, на официальных аккаунтах полиции Челябинской области в социальных сетях размещено 78 публикаций (репостов). Получены отзывы о том, что материал интересен, понятен, доходчив, запоминается, нравится детям.

Таким образом, проект можно признать успешным и продолжить его реализацию в дальнейшем.

 

 

 

[1] «Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников», Л.Г. Григорьева,  журнал «Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2011.

 

https://minob.gov74.ru/minob/activity/zashhita/obman.htm

https://74.xn--b1aew.xn--p1ai/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 
 

 


Дата публикации: 31 марта, 2023 [09:56]
Дата изменения: 31 марта, 2023 [10:31]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.