Обращение

Наша задача заключается в том, чтобы каждый обратившийся к нам человек, ощутил хоть чуточку нашего тепла и заботы.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Анкета качества
Национальные проекты в Челябинской области
Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Баннерная сеть

[Версия для печати]

     Педагог-психолог отделения социально-психологической помощи семье и детям КЦСОН работает в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 120- ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

  Исполняет следующие полномочия:

  1. предоставляет психолого-педагогические  услуги семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  2.  выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в психолого-педагогических услугах, оказывает им необходимую помощь в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

По состоянию на1 квартал 2022г. в отделении социально-психологической помощи семье и детям на обслуживании состоит  23 семьи, (в них 61 ребенок), из них 10 семей находящихся в социально-опасном положении и 13 в  трудной жизненной ситуации.

Основными направлениями  работы  педагога-психолога с детьми «Группы риска»  являются:

  1. Социально-психологический патронаж. 
  2. Социально-педагогический патронаж.

       3. Психологическое просвещение:

- повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми

- информационно-просветительская деятельность (беседы, консультации) среди несовершеннолетних, направленная на профилактику суицидального и аутоагрессивного поведения.

         4.  Психологическая профилактика

- выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, либо социально-опасном положении

- выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми

- разработка и распространение памяток, брошюр направленных на формирование позитивной адаптации к жизни, пропаганду ценности человеческой жизни, адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях

        5.  Психологическая диагностика и обследование личности

- мониторинг психоэмоционального состояния несовершеннолетних с целью выявления «Группы риска» по суицидальному поведению  и несовершеннолетних подвергшихся насилию

       6.  Психологическая коррекция

- проведение индивидуальных и групповых мероприятий с несовершеннолетними и семьями.

- родительские лектории, тренинги

       7.  Психологическая помощь

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании и обучении детей.

      8. Экстренная психологическая помощь

 -  воздействие на несовершеннолетнего либо семью находящихся в кризисном или остром психологическом состоянию.

      9.  Участие в  клубных формах  работы.

          Предполагает проведение мероприятий,  программ  тренингов социально-психологической поддержки семей и детей, состоящих на обслуживании в отделении.

                         Клубная форма работы успешно реализуются в рамках муниципальной районной    комплексной социальной программы «Крепкая семья», а именно:

  1. Программа тренинга для родителей и подростков, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений в семье - «Родительская компетентность» 
  2. Психологическая реабилитационная программа по повышению психолого-педагогической грамотности родителей имеющих детей младшего школьного возраста - «Учиться никогда не поздно»
  3. Программа тренинга для подростков склонных к девиантному поведению, направленная на развитие и коррекцию способности к самоанализу и саморегуляции поведения - «Моя семья»
  4. Программа тренинга детско-родительских отношений. Программа ориентирована на гармонизацию детско-родительских отношений  и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях - «В мире и согласии»
  5. Программа психологической поддержки детей из семей находящихся  в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении -  «Волшебный смайлик»
  6. Клуб психологического сопровождения для детей и родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации - «Успешная семья» 
  7. Социокультурная студия для семей находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении - «В кругу семьи»
  8. Содействие в организации досуга детей в летнее время в рамках культурно-реабилитационной  площадки «Летняя карусель»
  9.  Культурно-досуговый клуб для семей находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении - «Краски жизни»
  10.  Содействие в организации досуга детей в каникулярное время рамках психолого-реабилитационного клуба «Радужное детство»

Вышеперечисленные направления осуществляются путем следующих методов  работы:

  1. Наблюдение, опросные методы, тестирование, анкетирование
  2. Арттерапия, релаксационные упражнения
  3. Групповые и индивидуальные занятия с элементами тренинга
  4.  Консультирование, психологические игры
  5. Стендовая информация, памятки, буклеты

     К  категории  «Группы риска» относятся дети, которые более других склонны к делинквентным (противоправным) поступкам, школьной дезадаптации, бродяжничеству, аутоагрессивному поведению.

     Аутоагрессивное поведение несовершеннолетних характеризуется осознанным или неосознанным нанесением вреда собственному здоровью либо  жизни на волне сильных эмоциональных переживаний.

     Осознанное, умышленное самоповреждение со смертельным исходом  является Суицидом.

     ПРИМЕР:

     В январе 2022г. в отделение поступила информация от специалистов КДН, о том, что в одной из школ района, педагог обратил внимание на ироническое высказывание одной из учениц о желании умереть, о бессмысленности жизни.

    Специалисты отделения осуществили выезд в семью девочки с целью обследования и при необходимости оказания экстренной психологической помощи, так как подобное высказывание относится к словесным маркерам суицидального риска.

    Результаты обследования показали, что ситуация в семье частично удовлетворительная: жилищно-бытовые условия проживания семьи хорошие, семья является полной (мать и отчим по отношению к девочке), многодетной, малообеспеченной.

     По итогам проведенной психологической диагностики матери девочки в семье выявлен маркер,  который может повлиять на возникновение аутоагрессивного поведения подростка - это неустойчивый психологический климат, авторитарный тип семейного воспитания, характеризующийся категоричностью в требованиях, неуступчивостью и эмоционально-холодными детско-родительскими отношениями.

    Дети в семье испытывают дефицит родительского внимания, стремятся меньше быть дома.

    С матерью девочки была проведена консультативная профилактическая работа по вопросам гармонизации психологического климата семьи,  детско-родительских отношений, коррекции преобладающего типа семейного воспитания.

    С семьей был установлен положительный психологический контакт, мать и девочка были приглашены на консультацию педагога-психолога в КЦСОН.

     В январе 2022 г., согласно личному обращению матери, педагогом-психологом с девочкой была проведена психологическая диагностика психоэмоционального состояния, самооценки и спектра депрессивных симптомов.

      Результаты психодиагностического обследования показали, что девочка общительна, активна, имеет высокий социально-коммуникативный уровень и адекватную самооценку. Жизненные планы и цели на будущее носят позитивный характер.

     Психоэмоциональное состояние соответствует основным характеристикам пубертатного периода: легкость возникновения эмоциональной напряженности, постоянная смена настроения.

    Прямые или косвенные маркеры вербального, невербального либо аутоагрессивного поведения отсутствуют.

    Таким образом, по вышеуказанным характеристикам поведение девочки  не относится к факторам суицидального риска.

     Из запрошенной социально-педагогической характеристики в МОУ СОШ стало известно  о наличии признаков школьной дезадаптации девочки, а именно трудности связанные с усвоением учебного материала, отсутствие системы в выполнении домашних заданий, пропуски уроков по неуважительной причине, вредные привычки. В ходе беседы социальный педагог МОУ СОШ пояснил, что по имеющимся сложностям в обучении девочка взаимодействует со школьным психологом.

     Для дальнейшей профилактико-коррекционной работы педагогом-психологом с матерью заключен договор о предоставлении психолого-педагогических услуг в форме социального сопровождения.

Социальное сопровождение  заключается в содействии  предоставления медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, которое оказывается гражданам при необходимости.

     По состоянию на апрель 2022 г. ситуация в семье стабильная удовлетворительная, преобладает демократический тип семейного воспитания, благоприятный психологический климат, детско-родительские отношения доверительные.

      Основная работа по профилактике и предотвращению суицидального поведения  среди несовершеннолетних реализуется при патронажах семей, в форме бесед, психодиагностики, консультаций и индивидуальных занятий с элементами тренинга, распространение информационных буклетов, которые направлены на повышение мотивации детей и родителей к ведению здорового образа жизни, способам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, способам нормализации эмоционального состояния, содействию в организации внеурочной деятельности,  проведению досуга детей.

 


Дата публикации: 26 апреля, 2022 [16:00]
Дата изменения: 26 апреля, 2022 [16:18]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.